ИНТЕРВЬЮ-Автодилер Рольф не видит факторов для роста авторынка РФ

Reuters

Опубликовано 26.04.2016 18:56

ИНТЕРВЬЮ-Автодилер Рольф не видит факторов для роста авторынка РФ

Глеб Столяров

МОСКВА (Рейтер) - В российской экономике не видно факторов, которые позволили бы говорить о возобновлении роста, поэтому автомобильный рынок пока так и не достиг дна, считает глава крупнейшего в РФ дилерского холдинга Рольф Татьяна Луковецкая.

"Что такое дно? Когда оно закончится? Для роста нужны признаки реформ и тренда на перемены. Хоть какие-то факторы. Когда мы поймем, что экономика начала оздоравливаться, тогда мы увидим, что мы на дне. Но пока экономика не оживляется", - сказала она в ходе интервью в московском офисе Рейтер.

Российский авторынок, привлекший своим потенциалом большинство глобальных автопроизводителей, падает четвертый год подряд, реагируя на экономический спад, слабый рубль и низкие цены на нефть.

В 2015 году рынок снизился на 36 процентов до 1,6 миллиона автомобилей, но за первый квартал 2016 года продажи сократились на 16,9 процента, что вселило в участников рынка надежду на скорое достижение дна кризиса.

"Все говорят о трех годах (необходимых для возобновления роста). Но мы не знаем реального срока и, главное, не видим действий! А что через три года изменится? У нас изменится налоговая система, у нас появятся независимые суды, у нас снимутся санкции?".

Низкая платежеспособность населения заставляет людей откладывать покупку: "Если машину раньше меняли раз в три года, то сейчас ее будут менять раз в пять лет".

По прогнозу Луковецкой, в 2016 году авторынок РФ снизится еще на 10 процентов до 1,3 миллиона автомобилей.

При отсутствии признаков восстановления экономики люди теряют уверенность в завтрашнем дне, что сказывается в первую очередь на кредитных продажах:

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

"Никогда вы не возьмете кредит, пока ваш сосед не устроится на работу, даже если вы сами работаете".

СЛИВОК ВСЕ МЕНЬШЕ

Кризис заставляет покупателей, все же решившихся на покупку, выбирать более дешевые машины, что влияет на структуру рынка.

Почти не меняется спрос на премиальные автомобили по цене более 5 миллионов рублей, говорит Луковецкая, а вот покупатели более дешевых авто чаще выбирают подержанный автомобиль.

Плохо продаются машины в среднем ценовом сегменте от 1,5 до 3-4 миллионов рублей.

"У нас же среднего класса нет. Максимальная доля среднего класса была в России в 2012 году, сейчас она упала до 8 процентов, это очень мало", - говорит Луковецкая.

Производители премиальных автомобилей пытались привлечь более массового покупателя относительно недорогими моделями, такими как Lexus NX, Audi A1, Q3, Range Rover Evoque, BMW 1 серии, X1, Mercedes A, B, GLA, но сейчас они не пользуются спросом.

"Мотивация клиента, который снимал комнату в коммуналке, но ездил на "мерседесе" - осталась в прошлом. Это сейчас очень плохо продается".

Основной объем продаж приходится на массовых игроков, прочно закрепившихся на российском рынке - Volkswagen, Skoda, Ford, Kia и Hyundai, Renault, Nissan. Они построили производственные мощности в России и взяли на себя обязательство перед правительством обеспечить уровень локализации более 60 процентов. В любом случае останется на рынке и самый массовый бренд Toyota (T:7203).

Среди них в более выигрышном положении окажется тот, кто первым предложит новые модели.

"Сейчас самое главное кто быстрее. Сливок-то в кофе все меньше и меньше, и кто первый выведет (новую модель), тот и снимет все сливки".

"Все остальные (бренды) – это вопрос. Либо они уходят в нишу и какое-то время выжидают до момента возрождения спроса, либо, как Opel-Chevrolet, они принимают жесткие решения".

Производитель Opel и Chevrolet американский General Motors (NYSE:GM) в прошлом году заявил о сокращении своего бизнеса в РФ и остановке производства.

КРИЗИС ВПЕРЕДИ

Российский дилерский бизнес, бурно развивавшийся в предыдущие годы на волне роста рынка, уже переживает тяжелые времена, но пик кризиса еще впереди, считает Луковецкая.

Спад продаж новых автомобилей сказывается на дилерах через два-три года, поскольку они зарабатывают основную прибыль на сервисе и продаже запчастей после истечения гарантии.

У Рольфа в 2015 году примерно 70 процентов выручки пришлось на продажи новых автомобилей, около 11 процентов - на автомобили с пробегом, 15 процентов - на сервис и запчасти, но сервис принес около половины прибыли, рассказала Луковецкая.

Самое сильное падение продаж новых автомобилей в РФ было в прошлом году, поэтому проблемы у дилеров еще впереди, говорит она.

Тем временем ситуация в дилерском бизнесе тяжелая уже сейчас. В РФ больше 4.000 дилеров, они могут обслужить продажи до 4,5 миллиона новых автомобилей в год, то есть дилерские мощности загружены сейчас примерно на треть.

Эксперты и участники рынка в кризис предрекали массовое банкротство дилеров и консолидацию бизнеса. Но банки с банкротством не торопятся, говорит Луковецкая.

"Дилеры перекредитованы. Это значит, что у многих дилеров владельцами де-факто становятся банки. У них все заложено-перезаложено, а банку с этим что делать?"

Рольф, который в прошлом году снизил продажи новых автомобилей на 31,8 процента до 62.511 штук, по данным журнала Автобизнесревю, сохранил место крупнейшего дилерского холдинга в РФ. По словам Луковецкой, у Рольфа отношение долга к EBITDA составляет 1-1,2.

Луковецкая считает, что Рольф выглядит лучше рынка из-за удачного набора брендов и последовательной стратегии, направленной на привлечение и удержание клиентов.

Хороший уровень долговой нагрузки позволил Рольфу в начале года стать участником консолидации рынка - в марте он объявил о безденежном слиянии со своим конкурентом Пеликан-авто. Сделка позволила Рольфу добавить к линейке брендов BMW и Nissan.

"Наша задача на ближайшую перспективу – приспособиться к условиям, которые есть здесь и сейчас, для уверенности в завтрашнем дне вне зависимости от того, что будет с рынком", - говорит Луковецкая.

"Нужны и консолидация, и технологичность, и инновации, и гибкость в подходе к клиенту, направленная на его удержание, и в то же самое время готовность снова накачать объем, когда начнется рост".

У рынка есть нереализованный потенциал, основанный в первую очередь на низком уровне автомобилизации населения в России, говорит Луковецкая.

"Мы живем в постоянной неопределенности. Мы понимаем, что все равно уровень автомобилизации низок, парк автомобилей старый, наша отрасль востребована, в ней сконцентрированы лучшие технологии и немалые инвестиции, в ней работает много людей, которые нуждаются в рабочих местах, чтобы кормить свои семьи. Это один из немногих конкурентных секторов рынка. Когда-нибудь рынок будет расти – это все понимают".