Риски продолжают расти, ЦБР надо было быстрее скорректировать политику -- Юдаева

Reuters

Опубликовано 28.04.2021 11:33

МОСКВА (Рейтер) - Российский Центробанк пошел на более резкое повышение ставки в апреле, поскольку увидел рост инфляционных ожиданий и риски вторичных эффектов, при этом ускоренный возврат к нейтральной денежно-кредитной политике не препятствует восстановлению экономики, сказала первый зампред ЦБР Ксения Юдаева.

ЦБР на прошлой неделе во второй раз подряд повысил ключевую ставку, сразу на 50 базисных пунктов до 5,00%, что превысило ожидания аналитиков.

Тогда же регулятор впервые опубликовал прогнозную траекторию ключевой ставки, предполагая ее на уровне 4,8-5,4% в среднем за 2021 год, а в 2022 году - 5,3-6,3%.

"Для рынка такое решение было ожидаемым, мы видели реакцию... не обязательно неожиданные решения должны вызывать волатильность", - сказала Юдаева, выступая на форуме Национальной финансовой ассоциации (НФА).

Она пояснила, что на апрельском заседании регулятор даже не рассматривал сохранение ставки, поскольку инфляция выше цели, и нужно было принимать меры для ее замедления.

К текущему моменту существенного замедления инфляции не произошло, "сейчас она скорее вышла на плато", сказала Юдаева.

"Надо было быстрее скорректировать политику... инфляционные ожидания очень высокие, и они продолжают расти", - сказала она.

Кроме того, потребительский спрос "начинает носить спекулятивный характер", это все несёт вторичные эффекты на инфляцию, добавила она.

По оценке ЦБР, экономика ещё не восстановилась.

"Мы ждём, что в 3-4 квартале, во втором полугодии экономика восстановится", - сказала Юдаева.

Принимая решение о повышении ставки, ЦБР учитывал и то, что могли возникнуть риски для финансовой стабильности, когда население пошло на фондовый рынок, в том числе в иностранные акции и валюту, на фоне низких ставок по депозитам, нужна была нейтрализация политики и повышение ставок.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

"Нужна более сбалансированная ситуация", - сказала Юдаева.

ЦБР исходит из того, что бюджет РФ будет выходить из повышенных антикризисных расходов, и в начале следующего года вернётся к бюджетному правилу.

Также Юдаева сказала, что Росстат собирается считать цены по данным онлайн данным кассовой техники, собираемым налоговой службой.

"Это поможет нам с большей точностью понимать, что происходит с инфляцией", - сказала она.

Отвечая на вопрос, как апрельские санкции США повлияли на политику ЦБР и финансовую стабильность, Юдаева сказала, что власти были к ним готовы:

"Мы не первый год живем с санкциями, и мы, и Минфин научилась на них реагировать... у нас инструментарий в рабочем состоянии".

Основные инструменты ЦБР для таких случаев - это валютный своп ЦБ, валютное репо, регуляторные послабления для банков и участников рынка.

Юдаева сказала, что российские банки помогают стабилизировать ситуацию на рынке ОФЗ, когда идут массовые продажи со стороны нерезидентов.

При этом, по ее оценке, объём ОФЗ, который держат банки РФ на своих балансах все равно низкий, и даже если они выкупят весь долг, который принадлежит нерезидентам - на сумму около 3 триллионов рублей, это все равно не несет рисков.

Аналитики ожидали, что госбанки после санкций США окончательно заместят нерезидентов на аукционах ОФЗ.

"В прошлом году они больше купили ОФЗ, чем сейчас у нерезидентов", - сказала Юдаева.

Банки начали активно экспортировать золото, когда с 1 апреля 2020 года ЦБР отказался от его покупок на внутреннем рынке, и это серьезно поддержало платежный баланс и экономику страны в прошлом году, сказала Юдаева.