Сечин: Высокие цены на газ создадут дополнительный спрос на нефть в 1 млн барр/сутки

Reuters

Опубликовано 28.10.2021 15:13

Обновлено 28.10.2021 16:05

ВЕРОНА (Рейтер) -Высокие цены на природный газ могут создать дополнительный спрос на нефть в размере до 1 миллиона баррелей в сутки, а отказ от инвестиций в углеводороды в рамках энергоперехода чреват разбалансировкой рынков, сказал глава Роснефти Игорь Сечин, выступая на евразийском экономическом форуме.

Разразившийся на газовом рынке Европы кризис, где стоимость газа превышала $1.300 за 1.000 кубометров в то время, как спотовые поставки сжиженного газа из США переключились на Азию, вынудил ряд европейских стран переосмыслить свои низкоуглеродные цели, и хотя долгосрочные контракты на покупку газа обеспечивают определенную стабильность рынка газа, они не гарантируют его полную устойчивость, сказал Сечин.

"В результате (кризиса) в нефтяном эквиваленте цена газа в Европе достигала $200 за баррель, что более чем вдвое превышает цену нефти", - сказал Сечин.

Он сказал, что глобальные цепочки поставок сырья, включая морской транспорт, железные дороги, автомобильные и авиационные перевозки, оказались не готовы к скачкам предложения и спроса.

Риски дефицита поставок нефти и газа уже сейчас закладываются в цены, а ожидаемый дополнительный спрос на нефть в результате газового кризиса сильнее разогреет нефтяные цены, считает Сечин.

По его мнению, для минимизации рисков мировым биржам надо регистрировать долгосрочные контракты на поставку энергоносителей и балансировать таким образом рынки.

Важно не допустить разрастания кризиса на всю мировую экономику, нужно обеспечить координацию между регуляторами, поставщиками и потребителями, считает глава Роснефти.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Климатическая мировая повестка сейчас оказывает давление на мировой рынок углеводородов, риски из-за отказа от них должны быть справедливо оценены, добавил он.

Накопленный дефицит инвестиций, необходимых для удовлетворения спроса на нефть, в 2021-2025 годах может составить $135 миллиардов, а если инвестиции останутся на текущем уровне, то к 2030 году дефицит достигнет $600 миллиардов, сказал Сечин.

По его оценке, сокращение инвестиций в традиционные проекты вызовет дефицит и еще бо́льший рост цен, а высокие цены на энергоресурсы замедлят рост экономики, и тогда эпоха относительно низких цен на энергию закончится.

Сечин сказал, что сейчас наблюдается хрупкость балансов на энергорынках, а также риски, связанные с форсированием энергетического перехода: происходит усиление конкуренции за финансирование, и зеленая энергетика получает все более значительные субсидии. Однако субсидирование зеленой энергетики искажает ее реальную доходность, она остается достаточно низкой.

"Энергетический переход должен быть синхронизирован с обеспечением энергоресурсами... Ошибочные климатические решения могут привести к серьезным негативным последствиям для всей мировой экономики", - считает Сечин.

"Важно, чтобы продолжающееся стимулирование зеленой энергетики не подменяло её реальную экономическую эффективность и учитывало выбросы по всей цепочке, от производства металлов до утилизации оборудования ветровых и солнечных станций, аккумуляторов и электромобилей".

Достижение целей углеродной нейтральности не требует полного отказа не только от нефти и газа, но и от угля, а энергопереход должен быть основан не на требованиях климатических активистов, а на реальных экономических закономерностях, считает он.

Энергетический переход не должен быть самоцелью, его первоочередной задачей должна стать надежность поставок энергии. Достигнув к 2050 году углеродной нейтральности, человечество все равно будет сталкиваться с изменениями климата, сказал Сечин.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ СО2

Глава Роснефти сказал, что в рамках углеродной повестки Россия будет концентрироваться на лесовосстановлении, поскольку леса являются наиболее доступным способом компенсации углеродных выбросов. За счет экосистем Россия может поглощать 2,5 миллиардов тонн эквивалента СО2.

Россия также имеет потенциал хранения СО2 в объеме 1,7 триллиона тонн в выработанных нефтегазовых пещерах и соляных месторождениях, добавил Сечин.

Роснефть (MCX:ROSN) в свою очередь разрабатывает новую стратегию, основными приоритетами которой станут адаптация к вызовам энергоперехода и интеграция зеленой повестки в её бизнес.

Сечин напомнил об обвинениях, которые звучат в адрес стран альянса ОПЕК+ о том, что они манипулируют рынком, когда перевыполняют свои обязательства в рамках нефтяной сделки, однако некоторые страны не могут нарастить добычу из-за санкций, другие - не имеют инвестиций для этого, сказал он.

По мнению Сечина, необходимо комплексно подходить к безопасности энергоресурсов по всей технологической цепочке и оценить влияние низкоуглеродной энергетики на природу и климат.