Металлургия и горная добыча: анализ чувствительности к «курсовой ренте»

 | 11.10.2023 14:59

Наш анализ чувствительности показал, что взимание «курсовой ренты» — экспортной пошлины с привязкой к курсу доллара — в наибольшей степени отразится на ОК РУСАЛ (MCX:RUAL), АЛРОСА (MCX:ALRS), ГМК Норильский никель (MCX:GMKN), производителях удобрений и золотодобытчиках, а в наименьшей — на сталелитейных и угольных компаниях, а также ТМК (MCX:TRMK).

Средний курс USD/RUB в 2024 г. и решение правительства о продлении действия экспортной пошлины на период после 2024 г. (сейчас она распространяется на срок с 1 октября 2023 г. до конца 2024 г.) детерминируют влияние на финансовые результаты.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

На наш взгляд, сюрприз от российского правительства не должен кардинально изменить «инвестиционные истории» компаний сектора, поскольку «курсовую ренту» компенсирует поддерживающее прибыль ослабление рубля.

Расклад, при котором взимается 7%-ная пошлина при курсе USD/RUB 95, по нашей оценке, в целом даже более благоприятен для металлургов, чем в случае курса USD/RUB 86 и пошлины в 4,5% (из-за более слабого рубля — фактора поддержки для сектора).

Правительство РФ вводит экспортные пошлины с привязкой к курсу доллара

Пошлину станут взимать при курсе USD/RUB 80 и выше, она составит 4–7% от таможенной стоимости товара для всех видов экспортных товаров, кроме удобрений: 4% при курсе USD/RUB 80–85, 4,5% при курсе USD/RUB 85–90, 5,5% при курсе USD/RUB 90–95, 7% при курсе USD/RUB 95 и выше. Для удобрений ставка составит 10% при курсе USD/RUB 80 и выше и 7% при USD/RUB ниже 80. Новые экспортные пошлины будут действовать до конца 2024 г.

Больше всего пострадают ОК РУСАЛ, АЛРОСА, ГМК Норильский никель и производители удобрений

По нашим оценкам, Норникель вследствие ввода указанных пошлин в 2024 г. (при пошлинах в 4,5–7% и курсе USD/RUB 86–95) потеряет 8–9% EBITDA, РУСАЛ — 20–24%, АЛРОСА — 8–10%, Акрон (MCX:AKRN) и ФосАгро (MCX:PHOR) — 13–19%.

Среди российских компаний сегмента металлургии и горной добычи хуже всех придется РУСАЛу из-за относительно низкой рентабельности при текущих ценах на алюминий, но ее потери должно частично компенсировать в 2024 г. ослабление российской валюты, к которому она наиболее чувствительна из компаний сектора. В негативном сценарии (если цены на алюминий в будущем году не восстановятся) РУСАЛ, полагаем, могут потенциально вывести из-под действия новых экспортных пошлин.

Золотодобывающие компании, скорее всего, столкнутся с дисконтом на внутреннем рынке

В то время как золотодобытчики РФ продолжают продавать большинство продукции на внутреннем рынке местным банкам и иным контрагентам, Полюс (MCX:PLZL), Polymetal (MCX:POLY) и Селигдар (MCX:SELG) вряд ли смогут избежать потерь от ввода пошлины с привязкой к валютному курсу, поскольку внутренняя цена на золото должна соответствовать экспортному паритету (т. е. включать применимую экспортную пошлину).

Недавно руководство Polymetal оценило влияние новых мер на EBITDA и FCF в 2024 г. в $100–130 млн и $70–100 млн, что соответствует нашему анализу чувствительности. По нашим расчетам, ввод пошлины может отнять у золотодобывающих компаний 7–10% EBITDA 2024 г.

В относительной безопасности окажутся сталелитейные и угольные компании

У Северстали (MCX:CHMF), ММК (MCX:MAGN) и ТМК продажи на внутреннем рынке составляют около 85–90% от общей выручки, и «курсовая рента» уменьшит EBITDA компаний в 2024 г. лишь на 2–3%. Мечелу (MCX:MTLR) и Распадской (MCX:RASP) экспорт приносит 30–35% всех доходов, поэтому эффект также окажется ограниченным (4–8% EBITDA в 2024 г.).

Мы не ожидаем снижения внутренних цен на уголь и сталь под влиянием ввода пошлины с привязкой к валютному курсу, поскольку экспортные цены сейчас превосходят внутренние бенчмарки. На наш взгляд, наиболее надежными эмитентами в этой ситуации выглядят Северсталь, ТМК и Распадская, которые к тому же могут похвастаться привлекательной дивдоходностью в 2023–2024 гг.