«Рациональный оптимизм». Сможет ли финансовая система России вылечиться от вируса?

 | 18.05.2020 15:42

В 1996 году Алан Гринспен – председатель ФРС США – был глубоко обеспокоен интенсивным ростом фондового рынка США, что выразилось в его знаменитой фразе: «рынком сейчас владеет "иррациональный оптимизм" инвесторов, который может привести к его резкой «посадке», что, в свою очередь, вызовет всплеск инфляции, падение макропоказателей и длительную рецессию».

Действительно, как таковых причин для затяжного бычьего рынка в США не было. Прирост ВВП был порядка 40% (1994-2000), корпоративная прибыль за тот же период выросла чуть более чем на 50%. При росте промышленного индекса Dow Jones более чем в 3 раза: с 3 600 пп. до 11 700 пп. в период 1994-2000 гг. Формировался спекулятивный пузырь, вызванный воодушевлением инвесторов развитием интернета, сектора высоких технологий и веры в наступление нового этапа глобализации мировой экономики. Но этот пузырь сдулся в 2000 году с падением фондового рынка, особенно в секторе высокотехнологичных компаний. Так, индекс Nasdaq упал примерно на 70% к осени 2000 года.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Но существует ли обратная картина спекулятивному пузырю? Так сказать, «отрицательный» пузырь в силу определенных обстоятельств, таких как неопределенность ближайшего горизонта событий. Смещение баланса спроса и предложения по товарам, отраслям или целым экономикам создает более чем справедливую на данный момент недооценку активов, в частности, на фондовом рынке, в силу иррационального пессимизма, вызванного неким внешним фактором.

Думаю, что практически работу фондового рынка можно представить на следующих отрезках: