Политика ФРС сделает бедных еще беднее

 | 12.05.2020 13:50

Действия центрального банка США неуклонно ведут к углублению пропасти между бедными и богатыми.

Мировой финансовый кризис 2008 года преподал нам важный урок: меры денежно-кредитной и бюджетной политики не способствуют росту экономического благосостояния и процветанию граждан. По сути, эти программы перекачивают богатство в карманы «верхних 10%» населения.

Мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения статистики, но подобную динамику отражают и другие факторы. С 2008 года крепнут голоса социалистов, требующих введения системы безусловного базового дохода, улучшения социального обеспечения. Да что там говорить, признанный социалист дважды участвовал в президентской гонке. В условиях процветающей экономики такие призывы крайне редки.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Как я недавно отмечал:

«Несоответствие между политикой ФРС, динамикой фондового рынка и состояние реального сектора стало абсолютно очевидным. Для 90% американцев не было и не будет никакого восстановления экономики».

h2 Фондовый рынок — не экономика/h2

Обратите внимание на представленный выше график.

Доходы корпоративного сектора зависят от потребления товаров, продуктов и услуг. Вполне логично, что рост фондового рынка в долгосрочной перспективе примерно соответствует экономическому росту. Однако интервенции ФРС и снижение процентных ставок в ответ на финансовый кризис 2008 года подорвали основу этого соотношения.

С 1 января 2009 года до конца марта 2020 года фондовый рынок вырос на 159% (прибавляя примерно по 14% в год). Всплеск на финансовых рынках должен был сопровождаться соразмерными темпами роста экономики.

За это время Федеральная резервная система провела три раунда количественного смягчения, перенесла сроки погашения бондов, реализовала план по спасению финансовой системы (TARP), осуществила программу предоставления ликвидности (TGLP), рефинансировала ипотечные кредиты, предоставила прямую помощь Bear Stearns, AIG, GM, поддержала коммерческие банки и предприняла еще множество других мер на общую сумму более $33 трлн; при этом реальный экономический рост составил всего 5,48%.

В то время как монетарная политика была призвана поддержать экономический рост за счет укрепления доверия потребителей, результат оказался совершенно иным.

Околонулевые процентные ставки стимулировали непроизводственные расходы и усугубили разрыв в уровнях благосостоянии. Всплеск долговой нагрузки фактически ударил по экономическому росту, перенаправив потребительские расходы на обслуживание долга.

«Рост долговой нагрузки, которая в последнее десятилетие использовалась главным образом для заполнения разрыва между доходами и расходами домохозяйств, способствовал замедлению экономического роста».

h2 Накоплений все меньше/h2

Если рост заработной платы не догоняет динамику расходов, люди вынуждены обращаться в банки. Вопрос нехватки сбережений недавно был поднят в статье Wall Street Journal:

«По данным исследования Федерального резерва, опубликованного в прошлом году, примерно половина домохозяйств в США не имеет сбережений. Тех, которые есть, в экстренной ситуации может не хватить. Почти 60% заявили, что у них нет денежной подушки, возможности занять деньги у членов семьи и друзей или продать что-либо для покрытия повседневных расходов в течение трех месяцев», — .