Кто запустит кризис: ФРС или Трамп?

 | 13.08.2019 10:37

Две недели назад произошло одно из самых ожидаемых событий года: впервые с 2009 ФРС США понизила процентную ставку. Вопреки ожиданиям многих трейдеров и аналитиков, доллар пошел вверх, хотя, как гласит теория, снижение процентной ставки ведет к ослаблению национальной валюты. Чуть позже стало известно, по какой причине доллар укрепился. Глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что пока не видит причин для более активного перехода к мягкой монетарной политике, ссылаясь на сильный рынок труда и устойчивую экономическую ситуацию, дав понять, что в этом году очередного снижения ставок может и не быть. Поскольку снижение на 25 б.п. уже было заложено рынком, а инвесторы ждали намеков на дальнейшее снижение, доллар укрепился.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

То, что случилось 1 августа, шокировало многих, даже опытных финансистов. Дональд Трамп настолько сильно «обиделся» на ФРС, что объявил о введении дополнительных пошлин в размере 10% на китайские товары, на сумму $300 млрд в год, в духе «не хотите понижать ставку – будем усиливать торговые войны с Китаем». Что еще более «круто», Трамп открытым текстом заявил, что не боится обвала фондовых рынков.

Получается, что у ФРС и Трампа разные курсы? Но почему? Чтобы в этом разобраться, требуется заглянуть на 12 лет назад. Тогда, в сентябре 2007 года, учетную ставку понизили с 5.25% до 4.75%, на целых полпроцента. Как стало известно уже потом, эти меры были предприняты в попытке смягчить удар от приближающегося кризиса, о котором ФРС уже было известно. В последующие 2 года процентную ставку снизили до 0.25%, максимально возможно ослабив доллар, насыщая экономику «дешевыми» деньгами. Вплоть до 2015 года, за счет предпринятых Беном Бернанке мер (глава ФРС с 2006 по 2014 год), кризис удалось преодолеть малыми потерями, если учитывать то, какие последствия могли бы быть, не смягчи ФРС учетную ставку так сильно за 2 года.

Как это сработало?

Поскольку кризис – это лишь одна из 4 фаз экономических циклов, событие более чем естественное, главные государственные экономисты не пытаются его предотвратить. Кризис необходим, он остужает перегретые рынки, дает возможность передохнуть, нащупать необходимое дно и оттолкнуться от него к новым высотам. Более того, кризис – весьма выгодное мероприятие и для инвесторов, которые скупают после него все, что хорошо упало и «плохо лежит». Задача экономистов – взять его под контроль, надеть «намордник». Одно дело, когда пианино летит на вашу голову с 10 этажа, и вы об этом не подозреваете, другое дело, когда вы руководите процессом по его аккуратному спуску с помощью специальной техники и инструментов. Именно это и сделал Бернанке. О крахе рынка ипотечного кредитования стало известно слишком поздно, но взять последствия под контроль было еще возможно. ФРС оседлал волну кризиса и, сколько было сил, удерживался на серфе.

За счет «дешевых» кредитов люди и корпорации охотно инвестировали в бизнес, развивались. Фондовый рынок за время низких ставок рос как на дрожжах: +200% с момента обвала, с 2008 по 2015 и +50% с последних максимумов 2007 года до обвала. В 2019 году, с момента обвала 2008 года, S&P 500 прибавил +350%, Nasdaq +700%, Dow Jones +320%.

Что же происходит сегодня? В период с 2009 по 2015, до момента повышения ставок, бизнес (он же фондовый рынок), рос за счет внутренних инвестиций. Этакий процесс регенерации. В 2015, когда повысили ставку, вопреки ожидаемому падению фондового рынка, он просел лишь временно. Обратите внимание на это «торможение» перед повышением ставки в декабре 2015 года.