Набиуллина готовится не к инфляции, а к кризису

 | 18.12.2018 09:28

14 декабря Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 7,75%, мотивируя это предупреждением будущего роста инфляции, вызванного повышением НДС и возможным ослаблением курса рубля. Кроме этого, сообщалось о возобновлении покупок валюты на внутреннем рынке с 15 января 2019 года.

Безусловно, повышение ставки выглядит уместным, исходя из роста потребительских цен более быстрыми темпами, чем таргет ЦБ. Однако можем ли мы говорить о том, что за этим решением стоит только ИПЦ? Повышение ставки не всегда «тепло» встречается участниками валютного рынка, иногда (часто, в случае с РФ) это имеет обратный эффект. Более того, обозначенные сроки новых покупок валюты из сопроводительного заявления лишь усилят давление на рубль, а девальвация приведет к дополнительному росту цен. Сама же риторика ЦБ довольно «мягкая», все сводится к фразе «текущая ситуация полностью под контролем, однако, на всякий случай мы повысим ставку наперед и, кстати, в январе мы снова будем покупать валюту, но это еще не точно, посмотрим после праздников».

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Но если инфляцию сложно удержать под контролем ставкой, то для чего тогда повышать ставку? Рискну предположить, что повышение ставки и наращивание валютных активов обусловлено подготовкой к кризису, который уже стучится в двери мировой экономики. Основная проблема, которая вставала перед ЦБ РФ в периоды кризисов — плохие базовые условия для смягчения денежно-кредитной политики и стимулирования экономики — относительно низкие ставки, которые уже некуда снижать (ставка 5-7% для России это как 0% для развитых стран), так как необходимы ответные меры для сдерживания девальвации — например, валютные интервенции как в 2008-2009 (см. табл.1) или повышение ставок как в 2014-2015 году (см. табл.2).