Геополитический «водоворот»

 | 10.10.2017 15:45

ФРС идет семимильными шагами по дороге от количественного смягчения к количественному ужесточению, в то время пока геополитическое напряжение между США, Северной Кореей и Ираном наращивает обороты. Не самое подходящее время, чтобы расслабляться. К сожалению, мир лелеет себя мнимым чувством безопасности и игнорирует стоящие перед ним угрозы.

На рынке неуклонно растет уверенность в том, что текущая ситуация не изменится никогда, но именно сейчас риски начинают увеличиваться, а исходные параметры меняются в неблагоприятную сторону. Стремление проецировать недавнее прошлое на ближайшее будущее – одна из главных ошибок, совершаемых человеческим мозгом, которая приводит нас к выводу о том, что позиция не только неверная, но и противоречит научным исследованиям и опытным разработкам.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Геополитический риск не представлял большого значения для рынков и экономики с финансового кризиса 2007-2009 гг. в основном потому, что в ответ на малейшее трение в экономике мировые центральные банки приводили в действие денежный печатный станок.

Принцип действия «закрывай глаза на ситуацию и продолжай финансировать» перестал быть актуальным. Федеральная резервная система США решительно намерена провести количественное ужесточение и сократить гигантский баланс за счет погашения государственных облигаций без дальнейшей пролонгации. Но одновременно они допускают огромную стратегическую ошибку – повышают учетную ставку в «надежде», что инфляция будет развиваться в соответствии с научно-опровергнутой теорией о кривой Филлипса.

Да, опровергнутой. В своем недавнем исследовании сотрудники Федерального резервного банка Филадельфии Дотси, Фудзита и Старк заявили: «Мы обнаружили, что прогнозы на основе моделей, построенных по кривой Филлипса, безоговорочно уступают прогнозам на основе наших однократных моделей прогнозирования». Уступают! И, тем не менее, ФРС (а также Европейский центральный банк, Банк Англии и Банк Японии) настаивают на использовании первой модели и «надеются», что она сработает.

ФРС считает или, скорее, надеется, что количественное ужесточение пройдет безболезненно для рынков, и в такой позиции кроется определенная ирония, потому что большая часть мирового роста (если не весь рост) со времен кризиса была основана на обратном действии: за это время баланс увеличился на 3000 миллиардов долларов. Теперь нас заставляют поверить в то, что если убрать напитки, то вечеринка не перестанет быть веселой, потому что они «проинформировали» об этом рынок: написали на своей стене в фейсбуке! Если честно, то нас это не впечатлило, меня-то уж точно.

Хотя эксперимент ФРС с отказом от программы количественного смягчения вызывает беспокойство, настоящим поводом для тревоги является стремительное падение нашего любимого экономического индикатора кредитного импульса: