Акции ВПК воспринимают угрозу КНДР всерьез, в отличие от S&P 500

 | 11.09.2017 14:52

автор Клемо Трибо

Давайте рассмотрим S&P 500, ведущий фондовый индекс США. На сегодняшний день он находится на отметке 2461, всего на 29 пунктов ниже его рекордного максимума 2490. На текущий момент всего 1,2% отделяют котировки от исторического максимума.

Теперь взглянем на индекс волатильности VIX, иногда называемый индексом «страха». Этим летом индекс установил беспрецедентные минимумы и колебался около значения в 10 на протяжении большей части июля и августа. Несмотря на то, что в последнее время он достиг 12, мы все еще являемся свидетелями одного из самых низковолатильных периодов за всю историю индекса.

Скачайте приложение
Присоединяйтесь к миллионам людей, которые всегда в курсе новостей на рынке с Investing.com
Скачать

Глядя на эти два ведущих индикатора, не зная геополитического контекста, можно подумать, что ситуация в мире спокойна. Рыночные максимумы на фондовом рынке и минимумы волатильности должны указывать на то, что экономика США находится на этапе здорового роста, царят мир и процветание, а на горизонте нас ждет безоблачное будущее.

К сожалению, это совсем не так. Хотя некоторые считают, что экономический рост действительно присутствует (показатель ВВП последнего квартала), глобальный мир и политическое спокойствие не наблюдаются. Откладывая в сторону внутренние дела США, в том числе последствия ураганов, дебаты о потолке госдолга, постоянную иммиграционную неопределенность и уменьшающуюся возможность налоговой реформы, фондовый рынок, похоже, полностью сосредоточился на потенциальной угрозе международного конфликта: Северной Корее.

КНДР угрожают оружием; риторика США

В течение последних нескольких месяцев Северная Корея неоднократно дергала за усы Южную Корею, Японию и США, испытывая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 29 августа Пхеньян запустил ракету над территорией Японией; северокорейские ракеты оказались способны нанести удар по Гавайям и Аляске, в то время как ракеты другого типа, вероятно, имеют потенциальную возможность поразить Калифорнию.

Неделей ранее КНДР испытала (по ее утверждению) водородную бомбу, что стало шестым и самым мощным испытанием на сегодняшний день. Лидер КНДР Ким Чен Ын считает, что в условиях относительно небольшой, экономически бедной страны, ядерная энергетика может уравнять шансы (и завоевать признание страны) одним успешным и разрушительным ударом.

Даже без ядерного оружия Северная Корея может развязать войну с Южной Кореей, вынудив США вмешаться. КНДР и их лидер, похоже, намерены продолжать двигаться в этом направлении.

В ответ на северокорейские испытания и провокации президент США Дональд Трамп, известный своим несдержанным поведением, заявил: «Северная Корея встретится с огнем и яростью, каких мир еще не видел».

По словам помощников Трампа, слова президента были спонтанными и импровизированными. В ответ Ким Чен Ын угрожал нанести удар по острову Гуам, находящегося под протекторатом США.

Хотя полномасштабная война кажется маловероятной, риторика политической верхушки вызывает беспокойство. Но, по-видимому, этого недостаточно для S&P 500.

Грядет торговая война?

Вооруженный конфликт, очевидно, стал бы катастрофой как для стран-участниц, так и для стран азиатского региона. Если бы это произошло, экономика и фондовый рынок стали бы наименьшими из наших забот. Однако сохраняется угроза экономической войны. Трамп сделал первый «выстрел» 3 сентября, написав в Twitter:

И, конечно, «любая страна», ведущая торговлю с Северной Кореей, включает Россию, Южную Корею и, самого крупного торгового партнера США – Китай. Китай не только «ведет бизнес» с Северной Кореей, но и практически единолично поддерживает изолированную страну, обеспечивая около 80% от общего торгового оборота КНДР.

Объем торговли между США и Китаем оценивается примерно в $650 миллиардов в год, включая как товары, так и услуги. Взаимная торговля между двумя странами создает взаимную зависимость, которая, очевидно, ведет к более стабильным отношениям, что делает их менее склонными к войне. Короче говоря, США просто не может отрезать Северную Корею от Китая без ущерба для себя, разорвав свои связи с азиатским гигантом.

Естественно, влияние торговой войны отразилось бы на фондовом рынке как на макроуровне, так и на уровне компаний. Например, Apple (NASDAQ:AAPL) тяжело будет организовать производство своего iPhone 8 без китайских заводов, которые занимаются производством комплектующих и сборкой смартфонов. Apple (оцениваемая в $837 миллиардов) без iPhone – это не Apple, и высокая рыночная оценка пострадает в случае перебоев поставок ее флагманского устройства.

Аналогичным образом под угрозой окажется почти все производство чипов, которым занимаются такие гиганты как Qualcomm (NASDAQ:QCOM), NVIDIA (NASDAQ:NVDA) и Intel (NASDAQ: NASDAQ:INTC).

Среди нетехнологических компаний наиболее пострадали бы Wynn Resorts (NASDAQ:WYNN), Las Vegas Sands (NYSE:LVS) и MGM Resorts International (NYSE:MGM), так как все три занимаются инвестированием в Макао.

Санкции ООН осложняют ситуацию

Кроме того, США сегодня будут настаивать на принятии резолюции Совета Безопасности ООН, налагающей дополнительные санкции на Северную Корею. Эти санкции будут включать в себя эмбарго на нефть, прекращение экспорта текстиля, который является важнейшим компонентом экономики страны, а также запрет на финансовую и деятельность лидера страны Ким Чен Ына и ограничение его перемещения. Сегодня утром Пхеньян предупредил, что США заплатят «соответствующую цену», если ООН примет этот пакет санкций.

Рациональное поведение рынков уже преподносило сюрпризы

Как рынки могут справиться со всем этим? Мы часто слишком сильно доверяем информации, доступной участникам рынка и считаем, что совокупность решений трейдеров и инвесторов являются надежным индикатором будущего риска.

Уже несколько раз было доказано обратное, особенно в течение прошлого года. Неожиданный результат референдума Brexit и результат выборов в США в ноябре прошлого года – это два недавних и самых явных примера. Несмотря на то, что FTSE и фьючерс на S&P 500 упали на фоне новостей, оба быстро скорректировались. И вскоре после того, как американские новости были полностью «переварены», SPX взлетел до максимума, на котором мы сейчас и находимся

Акции предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) – первая ласточка конфликта?